[ne]FORMAT - internet music journal#1

КЛАССИКА

Подпишись на анонс журнала!

БАЛ (продолжение Фантазии Берлиоза)

Программа этой части такова 'Он встречает возлюбленную на балу среди пышного празднества' 
При слове 'Бал' тут же вспоминают вальс. Конечно это главный бальный танец! Мужчина во фраке и женщина в пышном белом бальном платье стремительно кружатся в упоительном танце. Здесь зарождается всепоглощающая страсть любви. Наташа Ростова на своем первом в жизни балу с волнением ждет свой первый танец - конечно это вальс. И в фильме (Овчинниковым) и в опере (Прокофьевым) 'Война и мир' по этому случаю написана великолепная музыка. Но, по правде говоря, никакого первого вальса в жизни Наташи Ростовой быть не могло. В 1810 году, когда Наташа стала выезжать в свет, вальсов не было вовсе.

Как танец вальс оформился примерно к 20-30 годам 19 века. Его главным прародителем считается австрийский народный танец лендлер ( земельный ) и в 1830 году, когда была написана 'Фантастическая' симфония никаким бальным танцем он не был. Вальс считался неуклюжей пляской австрийских мужиков. Утонченный менуэт, более походивший на размеренное движение фигурок в старинных часах, торжественный и тяжелый полонез, стремительная жига, изящный экосез не собирались уступать место крутящемуся мужлану. Да и бальные костюмы 18 века, которые еще были в моде в начале века 19 не годились для нового танца.

Берлиоз впервые написал концертный вальс, задолго предвосхитив Гуно , Штрауса и других последующих композиторов с именами которых и связан расцвет танца. Впервые он сделал его частью симфонии, что тогда было явлением неслыханным. Впервые он вводит в состав симфонического оркестра арфы, которые до него звучали только в аристократических салонах . С их переливчатых арпеджио на фоне дрожащего тремоло скрипок и начинается бал. Томительное ожидание сменяется необыкновенно грациозной мелодией вальса в прозрачном скрипичном звучании. В средней части появляется образ любимой - в начале это одинокое соло флейты, затем мелодию подхватывает кларнет. Теперь лейтмотив мастерски вписан в ритм вальса. Но любимая не желает робко стоять у колонны и ждать, пока ее кто-то пригласит на танец и вот уже она кружится вместе со всеми. Звучит первоначальная мелодия уже в исполнении всех струнных. Звуки вальса заполняют все регистры сверху донизу.

Вальс заканчивается стремительным ускорением прерываемым неожиданной паузой - является образ любимой и вновь вихрь танца - та же первоначальная мелодия звучит в два раза быстрее и в сверкающем блеске танец завершается.


автор: Борис Ципис
email: newcontinent@mail.ru
сайт: http://newcontinent.ru

Рассылки Content.Mail.ru

Вы можете подписаться на регулярное получение рассылок. Для быстрой подписки проставьте "галочки" на интересующие Вас рассылки, введите Ваш E-mail и нажмите "ok".

Классика в музыке и музыке в классике.
История в юморе - юмор в истории.
История войн и оружия. Анализ сражений.

СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки
[ne]POPSA
Punks not dead
Рецензии от Ивана Великого
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова:Паприка Слёз - 33
ЗВУК
Что и как мы слышим? (Часть 1)
Что и как мы слышим? (Часть 2)
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова: ЭМПЭТРИИ
Школа
Самоучитель игры на гитаре (Часть 1: Интро)
"В жопе шоу-бизнеса" или: "Как стать самой известной группой, поиметь всех девок в мире и заработать миллион долларов"
КЛАССИКА
Кофейный напиток или кофе?
12 минут "Волшебной флейты"
Авторских платить не надо
Десятая симфония Шостаковича
Фантазии Берлиоза
Бал
Фильм-опера как стартовая площадка
[fan]CLUB
Самая полная дискография группы "Мумий Тролль"
Muse: история и дискография
ПОКУПКИ
Синтезатор Casio MZ-2000
MP3-плеер Samsung MCD-SM45
Мини-система Aiwa NSX-RV15
Internet
Обзор сайтов
Рассылки
[pro]Журнал
Авторам
Читателям
Копирование материалов

ne.format@inbox.ru