[ne]FORMAT - internet music journal#1

КЛАССИКА

Подпишись на анонс журнала!

Фильм-опера как стартовая площадка

Над оперой вдоволь поиздевались и поизмывались всякого рода сатирики, пародисты и остряки-самоучки. И в самом деле, длинные оркестровые номера, арии и певческие сцены с их высокопарной речью, 40-50 летние певцы, изображающие юных героев, да еще не лучшего исполнительского мастерства вряд ли вызовут энтузиазм у неподготовленного новичка . Да и переживания героев сразу не очень-то понятны нынешнему слушателю. Почему так?

Прежде всего, опера хорошо слушается лишь тогда, когда играют и поют только мастера очень и очень высокого ранга. Вульгарность и посредственность немедленно превращают спектакль в дешевенький фарс. Оперных же певцов высокого ранга на всем земном шарике раз-два и до свиданья, а посему их гастроли расписаны лет на 7, если не на 10 вперед. Разумеется, гонорары соответственные, и при выразительной нищете наших культурных очагов услыхать оперную знаменитость в провинциальном театре так же вероятно, как в ближайший год дождаться светлого будущего. Добавлю еще, что нужен зал с такими же высочайшими акустическими характеристиками и музыкальные инструменты того же ранга. Дурацкая затея постановки оперы Глинки 'Жизнь за царя' на открытой площадке в Костроме ничем хорошим не увенчалась, к тому же из оперы выкинули второе действие ( хватит с вас оставшихся трех и нечего взирать на танцы польской шляхты!). Так что если вы не живете в Риме, Милане или каком-нибудь задрипанном Париже, то шансов услыхать прекрасную во всех отношениях оперу у вас нет.

Коснемся сюжетов. Опера - жанр романтический, и никакого сходства с реальной жизнью вы не ищите. Скорее всего, опера - мечта о прекрасном, об извечной борьбе добра и зла, о романтической любви, для которой нет препятствий, даже если бы это была сама смерть. Персонаж в опере обычно воплощает только одну грань человеческого характера. Злодей - только злодейство и ничего более. Любовник - только любовь. В опере главнокомандующий идет на государственную измену ради любви к прекрасной рабыне, а она пробирается к нему в подземелье, чтобы умереть вместе с ним('Аида'). В опере жрица восходит на костер, а ее возлюбленный следует за ней ('Норма'). Опера и построена на трагических столкновениях и любовных коллизиях и ее герои, как правило, поставлены перед тяжким (и часто смертельным) выбором. Таков закон жанра.

Разумеется есть и комические оперы, но их неизмеримо меньше, да и сочинить шутливую оперу куда труднее, чем трагическую.

(Замечу в скобках, что несмотря на условно-схематичный характер сюжетов опер, очень многим хотелось бы побыть в том мире. Тут меня лучше поймет прекрасная половина. Какой девушке, даже самой продвинутой и пьющей клинское пиво на грохочущих дискотеках, не хотелось бы романтической любви, какой женщине не хотелось бы быть любимой и красивой!)

Телевидение и видеомагнитофоны подарили нам возможность увидеть и услышать величайших мастеров оперной сцены прямо у себя на дому. Появились домашние кинотеатры, поднявшие качество изображения и звука на заоблачную высоту. Весьма способствует канал 'Культура', раз в 2-3 недели по воскресеньям демонстрирующий прекрасные оперы в прекрасном исполнении. Фильм-опера в смысле записи имеет определенные преимущества перед записью оперного спектакля.

1) В кино возможно то, что в опере сценической немыслимо представить: эпизоды в лесу, на корабле, в горах и т.п.

2) Если солист уж слишком не соответствует своему персонажу, его для съемок заменит актер. Полностью певческий талант раскрывается обычно к 35-40 годам и к тому времени трудновато играть юных персонажей. Есть искусство оператора и грим, который поможет певцу.

3) На спектакле певец может быть 'не в голосе' и мы можем не оценить его дарования. В фильме же каждый эпизод озвучивается отдельно, солист добивается совершенства и мы слышим только великолепное пение.

4) Огромное количество режиссерских и операторских приемов в кино служат для усиления эмоционального впечатления от оперы и невозможны в театре.

Рекомендую моему любезному читателю послушать 'Севильский цирюльник', в исполнении труппы 'Ла Скала', 'Князь Игорь' (Большой театр), 'Лоэнгрин' ( с П. Доминго) и другие шедевры. Смотрите не торопясь, необязательно за вечер слушать всю оперу (можно за 2-3 вечера) и вы получите истинное наслаждение и испытаете духовный подъем.


автор: Борис Ципис
email: newcontinent@mail.ru
сайт: http://newcontinent.ru

Рассылки Content.Mail.ru

Вы можете подписаться на регулярное получение рассылок. Для быстрой подписки проставьте "галочки" на интересующие Вас рассылки, введите Ваш E-mail и нажмите "ok".

Классика в музыке и музыке в классике.
История в юморе - юмор в истории.
История войн и оружия. Анализ сражений.

СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки
[ne]POPSA
Punks not dead
Рецензии от Ивана Великого
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова:Паприка Слёз - 33
ЗВУК
Что и как мы слышим? (Часть 1)
Что и как мы слышим? (Часть 2)
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова: ЭМПЭТРИИ
Школа
Самоучитель игры на гитаре (Часть 1: Интро)
"В жопе шоу-бизнеса" или: "Как стать самой известной группой, поиметь всех девок в мире и заработать миллион долларов"
КЛАССИКА
Кофейный напиток или кофе?
12 минут "Волшебной флейты"
Авторских платить не надо
Десятая симфония Шостаковича
Фантазии Берлиоза
Бал
Фильм-опера как стартовая площадка
[fan]CLUB
Самая полная дискография группы "Мумий Тролль"
Muse: история и дискография
ПОКУПКИ
Синтезатор Casio MZ-2000
MP3-плеер Samsung MCD-SM45
Мини-система Aiwa NSX-RV15
Internet
Обзор сайтов
Рассылки
[pro]Журнал
Авторам
Читателям
Копирование материалов

ne.format@inbox.ru