Путаница в аккордовых обозначениях
сохраняется и даже усиливается!
Многие начинающие гитаристы даже не
подозревают о том, что обозначения,
допустим: Cmaj7, Cmaj, C7+, CM, Cma, C7бекар -
относятся к одному и тому же аккорду.
На практике подобная многоликость
приводит к следующим малоприятным
результатам. Покупаете вы книгу с
аккордовыми грифовыми сетками (таблица
аккордов) для 1000 аккордов и полагаете,
что любой необходимый аккорд в ней
найдёте. Но не там уж было! Ищете вы,
скажем, аккорд Hm, но ни одного аккорда
на букву "H" в ваших мощнейших
таблицах не находите. Пытаетесь найти
аккорд Dm/B? Не мучайтесь, этот аккорд в
ваших таблицах скрывается под именем
Bm7/5-, и так далее...
Суть аккордового обозначения -
компактное знаковое изображение
входящих в аккорд звуков. В качестве
знаков используются буквы, цифры и
дополнительные символы: диез, бемоль,
плюс, минус. Каждый знак аккордового
обозначения несёт определённый смысл.
Например, аккорд Bm7/9- состоит из пяти
звуков:
- буква B указывает на основной
тон - звук "си";
- буква m говорит о том, что в
аккорд входит минорное трезвучие,
то есть звуки "си-ре-фа#";
- цифра 7 указывает, что четвёртым
звуком аккорда является малая
септима, то есть звук "ля";
- цифра 9 и знак минус говорят о
том, что пятым звуком аккорда
является большая нона, пониженная
на полтона, то есть звук "до".
Таким образом, по аккордовому
обозначению можно определить точный
нотный состав аккорда. Если гитарист
знаком с расположением нот на грифе,
то он может взять аккорд без проблем,
не заглядывая в таблицу аккордов.
Многие гитаристы вообще по аккордовым
обозначениям не играют (классический
стиль), а те, что играют, например,
джазовые гитаристы, отлично
разбираются и в нотах, и в аккордовой
теории, поэтому им путаница не страшна.
Однако точность никогда не помешает,
поэтому в джазе существует весьма
чёткий стандарт для аккордовых
обозначений, и джазисты его соблюдают.
Музыканты, играющие в жанрах "Pop"
и "Rock", по своей природе склонны к
самодеятельности и анархии, поэтому
скучные стандарты их мало волнуют.
Здесь и зарождается аккордовая
путаница.
Конечно, большинство гитаристов-любителей
ни в малые септимы, ни в большие ноны
не вникает, а просто ищет нужный
аккорд в таблице аккордовых сеток,
которые механически привязаны к
струнам и ладам. Отсюда рождается
заблуждение, что игра по аккордам - это
игра без нот. Как видим, цифры и знаки
аккордового обозначения - это тоже
ноты, только в ином графическом
изображении и без информации о
музыкальном ритме. Если вы исполняете
аккорд Am и не ведаете о том, что
извлекаете ноты, точнее звуки, ля-до-ми,
то ноты при этом никуда не исчезают,
потому что музыка просто состоит из
них.
Как можно бороться с путаницей в
аккордах? Увы, полной победы не
предвидится, но основных
неприятностей можно избежать. Всё
было бы хорошо, если бы изготовители
песенно-аккордовой продукции
придерживались строгого единого
стандарта на аккордовые обозначения.
Самое интересное состоит в том, что в
основном применяется так называемая
стандартная система обозначений, то
есть Am, Dm, E7, C9..., которая пока...
однозначного стандарта не имеет! Мало
того, некоторые авторы аккордов к
песням изобретают свои собственные,
ни на что не похожие системы
обозначений. Например, встречаются
сборники песен, составленные
отечественными авторами, в которых Am=6м,
C=1б и так далее. Профессионалы
подобной самодеятельности не
потерпят, но сборники песен
выпускаются для любителей, которым
морочить головы существенно легче,
вот и морочат.
Отрадно отметить, что основных
аккордов (Am, Dm, E, C ...) путаница
практически не затрагивает. Но и здесь
могут быть некоторые неожиданности.
Мне встречались таблицы аккордов, в
которых Am переименован в Ami, Em - в Emi и
так далее. Заморочка незначительная,
но начинающих может сбить с толку.
Немало неприятностей доставляет буква
"B" в аккордовом обозначении.
Дело в том, что по американскому
стандарту B = си, а си-бемоль = Bb. С
другой стороны, по классическому
стандарту B = си-бемоль, а си = H. Ну и что?
Разъясняем. Допустим, автор аккордов к
песне применяет обозначение Bm7 (СИm7)
по американскому стандарту, а вы ищете
этот аккорд в таблице, составленной
другим автором, который
придерживается классического
стандарта. Поэтому найденный в
таблице аккорд Bm7 на самом деле
является аккордом Bbm7 (СИ-БЕМОЛЬm7), а
нужный вам Bm7 прячется под именем Hm7 (СИm7).
Сложно? Может быть, но к счастью у нас
есть, ну, должен быть, слух, который
должен заметить, что найденный аккорд
явно не подходит. А это сигнал о
путанице, с которой можно разобраться
по аналогии с приведённым примером.
Короче, по поводу буквы "B" будьте
бдительны!
Следует отметить наиболее важные
варианты аккордовых обозначений,
которые приведены в следующей таблице,
хотя вполне могут встретиться и
другие. Вместо буквы C, разумеется,
может стоять любое другое обозначение
основного тона аккорда.
Некоторые важные варианты
аккордовых обозначений
|
C5# = C5+ C5b =
C5- |
Cmaj7 = Cmaj = C7+ = CM = Cma = C7бекар |
Cdim = Co = Cdim7 |
Csus4 = Csus = C4 |
C9 = C7/9 |
Итак, надеяться на повсеместное
применение строгого единого
стандарта для аккордовых обозначений
не приходится, вариантов обозначений
расплодилось множество, и они
продолжают плодиться. Так можно ли
полностью ликвидировать путаницу в
аккордах? Можно, но полная победа в
нынешних аккордовых условиях - в руках
авторов аккордов к песням. Именно
автор аккордов должен сообщить
пользователю, что конкретно он
понимает под каждым аккордовым
обозначением. Для этого к
каждому аккорду должна быть приведена
его грифовая сетка или заменяющий
сетку код. Сетки или коды можно
размещать непосредственно в каждой
песне, а для сборника песен хорошим
вариантом может быть общая сводная
таблица применённых аккордов.
Я разработал собственный вариант
песенного формата "Слова и Аккорды",
в котором приводятся коды аккордов,
ритмическая формула аккомпанемента, а
также применяется система
распределения аккордов по тактам. О
сути, преимуществах и деталях моего
варианта оформления песен с аккордами
вы можете узнать в следующем
материале.
В моём варианте оформления песни в
самом начале приводятся все аккорды в
кодах с точным указанием басов, что
необходимо для грамотного исполнения
аккомпанемента. Места на бумаге
аккордовый код занимает мало, да и
самих аккордов, как правило, немного, а
польза от приведённых кодов немалая,
потому что это избавляет гитариста от
малоприятных аккордовых поисков и
гаданий, повышает уверенность в
успехе.
Я также пришёл к выводу о том, что
приводить надо все коды аккордов,
которые встречаются в песне, а не
только редкие, потому что понятие "редкий
аккорд" весьма относительно. Есть
немало товарищей, для которых и E7 -
незнакомый аккорд.
К тому же, опытные гитаристы знают,
что аккорд с одним и тем
же обозначением может быть исполнен
на гитаре в разных вариантах, и в
песнях это нередко используется. В
таблицах аккордов, как правило, для
каждого обозначения приводится лишь
один основной вариант его
расположения на грифе. Таким образом,
для некоего неосновного варианта
аккорда требуются вполне конкретные
указания, с чем отлично справляется
прилагаемый к песне аккордовый код.
Вот так самоотверженно мы
боремся с аккордовой бестолковщиной -
всё для того, чтобы дорогой наш
гитарист-любитель понапрасну голову
не напрягал и не мучился. А он,
понимаешь, не всегда нашу борьбу ценит.
обсудить статью на Музыкальном Форуме [ne]FORMAT >>>
автор: Сергей Смоляков
город: Москва
email: sergsmol@mtu-net.ru
сайт: http://sesmolyakov.narod.ru
|
СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки (Часть 1)
Новости альтернативной музыки (Часть 2)
Новости альтернативной музыки (Часть 3)
[ne]POPSA
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова: Рок-ликбез (vol.2)
Рок-ликбез (vol.1) - критика на форуме
[dance]MUSIC
Стили танцевальной музыки (Часть 4)
История электронной музыки – Часть II
Кто такой DJ?
КЛАССИКА
История оркестра
Правила поведения в оркестре (юмор)
Все, что вы хотели знать о музыке, но боялись спросить (юмор)
ШКОЛА
Домашняя студия DJ'я: Часть II
Бас-гитара для новичков (Урок №2)
Путаница в аккордовых обозначениях сохраняется и даже усиливается!
[fan]CLUB
Rammstein: история группы (Часть 2)
Smashing Pumpkins:
1) История - Альбомы
2) Синглы - Компиляции
ПОКУПКИ
Музыкальный центр Sony CMP-EP30
Flash-MP3 плеер Samsung YP-35H 128 MB
Плазменная панель LG MT-42PZ12
(: Internet :)
Музыкальные Рассылки
Музыкальный Форум
Знакомства (28 анкет)
[pro]ЖУРНАЛ
Авторам
Читателям
Копирование материалов
|