[ne]FORMAT - internet music journal#3 КЛАССИКА
Подпишись на анонс журнала!

ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ



Гектор БЕРЛИОЗ
(1803-1869)

Французский композитор, дирижер, музыкальный критик. родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре, близ Гренобля. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории; ученик. А.Рейхи, Ж.Лесюэра. Лауреат Римской премии (1830). В 1839 получил должность хранителя библиотеки Парижской консерватории, с 1852 - библиотекаря. Гастролировал как дирижер в Бельгии, Германии, Австрии (включая Венгрию), дважды приезжал в Россию (1847, 1867/68); член Института Франции (с 1856). Умер 8 марта 1869 в Париже.

Жизнь Берлиоза протекала в трудных материальных условиях и лишениях. Берлиоз вошел в историю музыки как крупнейший французский композитор-романтик, создатель программной симфонии, новатор в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки, выдающийся дирижер. В его творчестве нашли яркое воплощение черты революционного пафоса и героики. Берлиоз был знаком с М.Глинкой, музыку которого высоко ценил. Находился в дружеских отношених с деятелями Могучей кучки, восторженно принимавшими его сочинения и творческие принципы.


Клод Ашиль ДЕБЮССИ
(1862-1918)

Французский композитор и пианист. Родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где его основными педагогами были А.Мармонтель (фортепиано), А.Лавиньяк (теория музыки), Э.Гиро (композиция). В 1880-1882 гг., будучи домашним пианистом русской меценатки Н.Ф.фон Мекк, трижды посетил Россию. В 1885-1886 жил в Италии в качестве леуреата Римской премии (1884), в дальнейшем предпринимал поездки в Англию, Австрию, Голландию, Италию. В 1913 вновь приезжал в Россию (Москва, Петербург) для исполнения своих сочинений. Умер 25 марта 1918 года в Париже.

В историю музыки Дебюсси вошел как зачинатель музыкального импрессионизма. Творчество его, на формировании которого частично сказались влияния русской музыки ("Бориса Годунова" Мусоргского, "Антара" Римского-Корсакова и др.), отмечено яркой самобытностью, поэтичностью, преобладанием светлых, радостных эмоций, тонкой звукописью, богатством красок. В нем сочетается типично французские черты: хороший вкус, чувство меры, изящество формы, красочность музыки, тяга к изобретательности со смелым, вдохновенным новаторством. Стремясь запечатлеть в звуках мгновенные ощущения, мимолетные впечатления, тончайшие оттенки эмоций, контуры пейзажа и т. д., Дебюсси обновил средства музыкальной выразительности, обогатил звуковую (особенно оркестровую) палитру, создал новые типы произведений. Творчество Дебюсси оказало значительное влияние на дальнейшее развитие зарубежного (отчасти и русского) музыкального искусства.


Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ
(1891-1953)

Советский композитор, пианист, дирижер. Родился 23 июня 1891 года в с. Сонцовка Екатеринославской губернии. Музыкальное дарование раскрылось в раннем детстве (первые опыты композиции относятся к 5-6-летнему возрасту, в 9 лет написал оперу). Первоначальное музыкальное образование получил дома (занятия с матерью, уроки Р.Глиэра, приезжавшего в Сонцовку летом 1902, 1903). В 1904 году поступил в Петербургскую консерваторию, где занимался по композиции у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова, Я.Витола, фортепиано у А.Есиповой, дирижированию у Н.Черепнина. Первые годы после окончания консерватории (в 1914 году с премией им. Рубинштейна) были периодом напряженного композиторского труда, быстрого роста творческой самостоятельности. Ко времени Октябрьской революции Прокофьев - сложившийся художник с резко выраженной индивидуальностью. К концертной деятельности от приступил еще в 1908 году, выступая главным образом как исполнитель собственных произведений. В 1915 выезжал в Италию для исполнения своего Второго фортепианного концерта. Весной 1918, с разрешения Советского правительства, выехал на длительный срок за границу. После недолгого пребывания в Японии направился в США. С 1920 года жил попеременно в Америке, Европе (преимущественно в Париже). В 1927 приезжал в Москву, Ленинград, Киев, Харьков, Одессу, в 1932 окончательно вернулся на родину и поселился в Москве. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Нальчике, Тбилиси, Алма-Ате, Перми, продолжая интенсивную творческую работу. Осенью 1943 возвратился в Москву. В 1945 году состоялось последнее, дирижерское выступление, в 1946, по совету врачей, переехал в Звенигород, где провел последние годы жизни. Умер 5 марта 1953 года в Москве.

Заслуги Прокофьева перед отечественным музыкальным искусством были отмечены награждением его орденом Трудового кразного знамени, присвоением почетных званий заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РСФСР. Сочинения Прокофьева были удостоены Ленинской и 6 государственных премий СССР. В 1934 году был избран членом Академии "Санта Чечилиа" в Италии, "Умелецкой беседы" в Праге, Шведской королевской музыкальной академии, награжден золотой медалью Английского филармонического общества. Творчество Прокофьева в короткий срок завоевало всемирное признание. В историю музыкального искусства Прокофьев вошел как "Творческое явление колоссального размаха" (Б.Асафьев), в котором сочетались новизна и уважение к традиции, самобытность и отчетливо ощутимое национальное начало, эмоциональное богатство, мужество и воля, острое ощущение современности. Определяя значение и место Прокофьева в отечественной музыке, Д.Шостакович писал: "С.С.Прокофьев внес в русскую музыкальную культуру огромный, неоценимый вклад. Гениальный композитор, он развил творческое наследие, оставленное нам великими корифеями русской музыкальной классики - Глинкой, Мусоргским, Чайковским, Бородиным, Римским-Корсаковым, Рахманиновым".


Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ
(1873-1943)

Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. Родился 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С 4 лет обучался музыке под руководством матери. В 1882 поступил в Петербургскую консерваторию (класс фортепиано В.Демянского). В 1885 году переехал в Москву, где 4 года занимался у Н.Зверева (фортепиано). Дальнейшее музыкальное образование получил в Московской консерватории; ученик А.Зилоти (фортепиано), С.Танеева, А.Аренского (композиция). Окончил консерваторию в 1891 году по фортепиано, в 1892 по композиции. В 1892 году приступил к концертной деятельности. С 1893 года преподаватель, позднее также инспектор музыки в Мариинском училище, Екатерининском и Елизаветинском институтах. В 1897-98 дирижер Московской частной оперы С.Мамонтова, с 1904 по 1906 гг. дирижер Большого театра, с 1906 по 1909 жил зимой в Дрездене, летом на родине. Выступал как пианист и дирижер в городах Европы, в 1909 совершил первую концертную поездку по США. С 1909 по 1912 инспектор русской музыки при Главной дирекции Русского Музыкального Общества. Осенью 1917 уехал на гастроли в Швецию, где и остался. Некоторое время жил в Париже, затем в Швейцарии, Нью-Йорке. В 1935 году окончательно поселился в Америке. Занимаясь преимущественно исполнительской деятельностью, закрепил за собой славу величайшего пианиста мира. В годы Великой Отечественной Войны пересылал сборы с концертов в фонд обороны СССР. Умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хилс, США.

Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке лучшим традициям русской музыкальной классики и являлся непримиримым врагом формализма. Во многом был прямым "музыкальным наследником" Чайковского. Его творчество отмечено глубокой жизненной правдивостью, тесной связью с народно-национальной музыкальной культурой, демократичностью, искренним лиризмом, эмоциональностью, главенством мелодического начала, своеобразным, большей частью суровым, властным ритмом. Большое место в нем занимают образы русской природы. В последних произведениях Рахманинова дают себя чувствовать трагически окрашенные настроения, рожденные тоской по родине, с которой было непосредственно связано все лучшее в его творчестве.

обсудить статью на Музыкальном Форуме [ne]FORMAT >>>


Вся информация взята с сайта «Классическая Музыка»
http://classics.ptt.ru
СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки (Часть 1)
Новости альтернативной музыки (Часть 2)
Новости альтернативной музыки (Часть 3)
[ne]POPSA
Рецензии от Ивана Великого
Рок... музыка, культура или образ жизни?
БГ мёртв, а русский рок нет
Би-бип
[dance]MUSIC
Стили танцевальной музыки(Часть 2)
Рейтинг развития Клубной Культуры в России
Ремесло Ди-джея
Школа
Часто Задаваемые Вопросы по цифровому представлению звуковых сигналов
Простейшие аккорды и варианты аккомпанемента
КЛАССИКА
Великие композиторы:
Берлиоз, Дебюсси, Прокофьев, Рахманинов

Асса, Фауст и 4-й концерт Бетховена
[fan]CLUB
Brad: история и дискография
И.Лагутенко - интервью журналу "Новый Амадей"
ПОКУПКИ
Синтезатор Casio WK-1800
Музыкальный центр Technics
MP3-автомагнитола Sony CDX-MP40
Акустическая система 5.1 XORO HSS 510
Internet
Рассылки
Музыкальные Желтые Страницы
Музыкальный Форум
[pro]Журнал
Авторам
Читателям
Копирование материалов

ne.format@inbox.ru