Асса, Фауст и 4-й концерт Бетховена
I
В фильме Сергея Соловьева 'Асса', в его печальном финале, уголовник Крымов приказывает убить главного героя фильма Бананана. Нам кажется, что причина убийства в неких уголовных разборках или подозрениях, что Бананан является агентом милиции, этаким стукачем. В действительности Бананан таковым не является. Думается, что Крымов отдал приказ убить Бананана по причине своей зависти к нему, к его молодости. Дело в том, что Крымов завел себе молодую любовницу, и чтобы не потерять ее, он принимается молодиться.
Итак, он едет на отдых, и не просто на отдых, но он активно ходит на массаж, обливания, непрерывные упражнения, какие-то притирания т.д. и т.п. Все это призвано сохранить уходящую молодость г-на Крымова. Он все время молодится, и ради этого идет на большие жертвы. А так как у него есть деньги, то он может позволить себе различного рода процедуры, чтобы поддерживать себя в форме. Он даже соревнование устраивает, прибегает к Бананану, и тащит его искупаться в море: посмотрите, мол, я искупаюсь, а вот он - нет!
А вот Бананану ничего не надо, чтобы быть молодым, он и так молод. Все его поступки определяются его молодостью, его фантазиями, его довольно необычным мировоззрением. Он может придумать коммуникативную трубу, он может исполнить песню про старика Козлодоева, он может подурачиться, повесить фотографию на ухе. Вот, если бы эти поступки совершал Крымов, то ничего, кроме удивления, они не вызвали бы. И, повидимому, осознание того, что уже не вернуть молодость, что невозможно сравняться с Банананном, и толкает Крымова на приказ об его убийстве.
II
Это желание людей среднего возраста, желание вновь обрести молодость, имеет под собой тысячелетнюю историю. Конечно, когда человеку за пятьдесят лет и он встречает молодую, красивую девушку, он, естественно, хочет быть молодым, чтобы быть достойным ее красоты и молодости. Это естественное желание, запечатленное даже мировой литературой. И самое красноречивое подтверждение такого желания мы находим в 'Фаусте' Гете.
Именно Фауст обращается к потусторонним силам с просьбой вернуть ему молодость, и они это делают. В этой связи хотел бы отметить, что молодость ему возвращает не Бог, а
Диавол, бог вообще ничего не делает для людей, он только требует. Если верить церковникам, то никакого блага от бога на землю не жди, а только обязан сделать то, обязан делать это, и если не так сделаешь, то на тебя снизойдет кара небесная; тебе непрерывно угрожают, тебя непрерывно заставляют, ограничивают, в то время, как
Диавол, в общем, даже покладист, и в обмен на контракт, который ты подписываешь кровью, он предоставляет тебе блага именно сейчас, а не потом где-то там на небесах. По сути, эти обещания загробной жизни очень напоминают высказывания коммунистов о светлом будущем. Христос, возможно, и есть один из первых коммунистов.
И Фауст обращается к нечистой силе, и она помогает ему. Он обретает молодость и красоту.
III
В музыке этот эпизод, мне, кажется, нашел в 4-м концерте Бетховена
для фортепиано с оркестром. В первой части этого концерта, в который проходит эта медленная созерцательная музыка, по-видимому, немало повидавший и обремененный годами, старик вспоминает свою молодость, свою бурную жизнь. А то, что эта жизнь была бурной, нам напоминают фанфары в средней части; можно предположить, что он даже воевал. Вся музыка первой части дышит спокойствием и радостью за прожитую жизнь.
Во второй части наступает трагическая развязка, со временем неодолимо наступает старость, немощность, боль. Все это рождает мольбу о возвращении вечной молодости, или милости побыть молодым хотя бы какое-то время, но все бесполезно, все мольбы фортепиано отвергаются жестокими репликами оркестра.
Вдруг, в третьей части наступает неожиданное просветление, легкое, элегантное рондо, которое блестяще извергает потоки музыки, характеризует, что наш герой обрел молодость, но не от Бога, по-видимому эту молодость ему даровал кто-то другой.
Эта радость упоения жизнью, молодостью и красотой серебрится в рондо 3-й части. 4-й концерт - это блестящий образец человеческого стремления к вечной молодости.
IV
Кто же даровал ему молодость?
Очевидно, рассказы церковников не принесли ему утешения. Как тут не вспомнить высказывания В.И. Ленина о 'нечеловеческой' музыке, или песен сирен, под которые герои расписывались кровью.
В настоящее время в сражение за вечную юность вступили генетики. Речь уже идет не о том, чтобы прожить 150 лет, а прожить хотя бы 70 лет молодым и здоровым, чтобы реализовать все свои возможности и пожелания. Возможно, результаты такой селекции скрасят нашу скудную жизнь.
обсудить статью на Музыкальном Форуме [ne]FORMAT >>>
автор: Борис Ципис
email: newcontinent@mail.ru
сайт: http://newcontinent.ru
Рассылки Content.Mail.ru
Вы можете подписаться на
регулярное получение рассылок.
Для быстрой подписки проставьте
"галочки" на интересующие
Вас рассылки, введите Ваш E-mail и
нажмите "ok".
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки (Часть 1)
Новости альтернативной музыки (Часть 2)
Новости альтернативной музыки (Часть 3)
[ne]POPSA
Рецензии от Ивана Великого
Рок... музыка, культура или образ жизни?
БГ мёртв, а русский рок нет
Би-бип
[dance]MUSIC
Стили танцевальной музыки(Часть 2)
Рейтинг развития Клубной Культуры в России
Ремесло Ди-джея
Школа
Часто Задаваемые Вопросы по цифровому представлению звуковых сигналов
Простейшие аккорды и варианты аккомпанемента
КЛАССИКА
Великие композиторы: Берлиоз, Дебюсси, Прокофьев, Рахманинов
Асса, Фауст и 4-й концерт Бетховена
[fan]CLUB
Brad: история и дискография
И.Лагутенко - интервью журналу "Новый Амадей"
ПОКУПКИ
Синтезатор Casio WK-1800
Музыкальный центр Technics
MP3-автомагнитола Sony CDX-MP40
Акустическая система 5.1 XORO HSS 510
Internet
Рассылки
Музыкальные Желтые Страницы
Музыкальный Форум
[pro]Журнал
Авторам
Читателям
Копирование материалов
|