[ne]FORMAT - internet music journal КЛАССИКА
Подпишись на анонс журнала!

Симфония (продолжение Фантазии Берлиоза)


Слово 'Симфония' означает созвучие, и мы сразу представляем большой оркестр на эстраде, нарядный зал, парадно одетую публику сияющий свет хрустальных люстр. Колонны, цветы и Бог весть что еще. Двести лет назад ничего такого не было - музыка услаждала слух знатных богачей, которым было по карману содержать собственную капеллу (два-три десятка музыкантов). Симфониями назывались довольно небольшие музыкальные представления - интермедии 'на случай'. Во второй половине 18 века положение изменилось. Благодаря великому австрийскому композитору Йозефу Гайдну, который долгие годы служил капельмейстером при дворе графа Эстергази и был обязан писать эти самые симфонии для визитов знатных гостей, парадных обедов, именин и так далее и тому подобное симфония превратилась в 3-4 частное сочинение уже объединенное общим замыслом и имеющее законы своего построения. Части симфонии уже строились по принципу быстро (аллегро) - медленно (адажио) - танец (менуэт) - быстро (престо). Гайдн также создал форму, по которой строилось сочинение частей симфонии - сонатное аллегро.

Как, возмутится читатель - творчество и форма? Да, да и еще раз да! В музыке, как и во всяком другом искусстве, существуют законы красоты, которые и открывают для людей великие музыканты. Например, в любом куплете практически любой песни 16 или 32 такта, а в припеве 8 или 16 тактов.

Сонатное аллегро - 3 частная форма 1 часть -2 мелодии (экспозиция) -2 часть - разработка - видоизменения этих мелодий и 3 часть - реприза - повторение 1 части в более красочном виде. Прослушайте наиболее яркий образец - знаменитую 40 симфонию Моцарта (ее 1 часть) и все будет ясно.

В классической форме (ее стали называть венской) написаны многие сочинения ставшие шлягерами - 5 и 9 симфонии Бетховена, 40 симфония Моцарта, например. В качестве 3 части вместо менуэта стало выступать СКЕРЦО - стремительное, подчас шутливое произведение.

Берлиоз уходит от классического построения, за что его произведение было в штыки встречено академической публикой. Что поделать! Новизна всегда тяжело воспринимается, зато потом сама становится классикой.

1 часть 'Фантастической' имеет следующую программу: 'Мечтания. Страсти' - ‘Он вспоминает сначала это болезненное состояние души, эту неопределенную страстность, меланхолию, беспричинную радость, которые он испытал прежде, нежели увидел любимую; потом вулканическую любовь, которую она ему внушила, с ее раздирающими тревогами, ее ревнивыми безумствами, припадками нежности и поисками утешения в религии'.

Начинается 1 часть медленным мечтательно - грустным вступлением. Одинокие скрипки исполняют романс самого Берлиоза 'Эстела'. Музыка вздыхает, жалуется.

Наступает мимолетное облегчение, художник радостно оживляется, но ненадолго - снова звучит первоначальная мелодия, уже исполняемая всем оркестром и богато украшенная хитросплетениями оркестровых голосов, потом все замирает в ожидании явления любимой.

И она появляется. Лейтмотив симфонии ( образ любимой) - довольно непритязательная мелодия, однако прелесть в том , что являясь в разных частях эта мелодия видоизменяется и приобретая 'узнаваемость' становится прекраснее. Так и в жизни - первая встреча с любимой может и не оставить никакого следа и только при дальнейших свиданиях открывается истинная красота женщины.

В первой части нет столкновений трагических образов, как в 5 или 9 симфониях Бетховена, а вот страстей предостаточно - от пианиссимо (тишайшее) до фортиссимо (очень громко), от одиноких инструментов до громогласного звучания всего оркестра. Общей единой тональности здесь нет, музыка переменчива и изменчива - ведь это наркотический и достаточно бессвязный сон. Музыка имеет волновое движение - 3 волны нарастания и затухания и, наконец, вершина - мощное звучание главной мелодии и тут же спад. В конце первой части вновь появляется образ любимой, но мелодия звучит мягко и мечтательно и постепенно растворяется.


автор: Борис Ципис
email: newcontinent@mail.ru
сайт: http://newcontinent.ru

Рассылки Content.Mail.ru

Вы можете подписаться на регулярное получение рассылок. Для быстрой подписки проставьте "галочки" на интересующие Вас рассылки, введите Ваш E-mail и нажмите "ok".

Классика в музыке и музыке в классике.
История в юморе - юмор в истории.
История войн и оружия. Анализ сражений.

СОДЕРЖАНИЕ
[music]НОВОСТИ
Новости альтернативной музыки (Часть 1)
Новости альтернативной музыки (Часть 2)
BiKe-SHoW '2003 в Губахе
[ne]POPSA
Панки в городе
Рецензии от Ивана Великого
Музыкальные извращения от Сидора Шпингалетова: Пряники
[dance]MUSIC
Стили танцевальной музыки
Музыкальный плагиат
Школа
Гитара: о словах и терминах
Какую гитару выбрать начинающему?
КЛАССИКА
Великие композиторы:
Бетховен, Моцарт, Вагнер, Мусоргский

Симфония (продолжение Фантазии Берлиоза)
[fan]CLUB
Foo Fighters: история и дискография
Rammstein Wallpapers
ПОКУПКИ
Синтезатор Casio CTK-471
5 в 1: DAISY PhotoClip DM 3464A
Стильная магнитола JVC RV-B550 RD E
Internet
О сайте http://accords.tut.ru
Рассылки
[pro]Журнал
Авторам
Читателям
Копирование материалов

ne.format@inbox.ru