Фантазии Берлиоза
Писать о том, что 'Фантастическая симфония' Берлиоза - одна из жемчужин мировой музыки -занятие тривиальное. Это давно известно. Вспомним о некоторых аспектах этого произведения.
В данном случае слово 'Фантастическая' означает ВИДЕНИЯ, ФАНТАЗИИ. Каждому из нас знакомо состояние в уютной тиши и темноте, когда ничего не мешает полету фантазии, представляешь себя капитаном корабля, полководцем или еще кем. И вот уже видны бушующие волны, сверканье молний, чувствуется робкий страх матросов и их надежда на ТЕБЯ. И вот ТЫ уверенной рукой, словно ею водит провидение, спасаешь корабль и души, которые доверились тебе. В фантазиях можно представить себя кем угодно, ведь это твои фантазии.
В отличии от простых смертных Берлиоз написал музыкальную фантазию. Назвал 'Эпизод из жизни артиста'.
В 1827 в парижском театре 'Одеон' прошел цикл шекспировских спектаклей. На нервную и впечатлительную натуру 24-летнего Берлиоза 'Гамлет', 'Ромео и Джульетта', 'Отелло' произвели огромное впечатление. Титанические страсти , острота ярких и трагических конфликтов всецело захватило воображение романтической натуры. Естественно Берлиоз влюбился в исполнительницу ролей Джульетты, Офелии и Дездемоны -молодую ирландку Гарриет Смитсон. Как и положено страсть вспыхнула мгновенно, но ответа не последовало. К радости потомков неразделенная любовь толкнула композитора на сочинение симфонии. Конечно в результате неразделенной любви написано великое множество литературных и музыкальных сочинений, но только единицы дожили до наших дней. Самый известный пример - 'Лунная' соната Бетховена.
Берлиоз сам написал программу симфонии. 'Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и горячим воображением отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы вызвать его смерть, погружает его в тяжелый сон, сопровождаемый странными видениями, во время которого его ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду'.
Эта навязчивая идея -мелодия носит название лейтмотив и появляется во ВСЕХ частях симфонии ( а их пять). Это образ возлюбленной, навязчивой идеи.
В 1831 Берлиоз подружился с русским композитором Михаилом Глинкой и когда он вернулся в Петербург, романтическую историю узнал Гоголь. В его повести 'Невский проспект' молодой художник Пискарев влюбляется в чудную незнакомку и, не в силах справиться со своей неразделенной любовью, покупает у персиянина опиум. Он погружается в сон: «Боже, какая радость! Она! Опять она! Но уже совершенно в другом виде. О, как хорошо сидит она у окна деревенского домика! Наряд ее дышит такою простотою, в какую только облекается мысль поэта. Прическа на голове ее: Создатель, как проста это прическа и как она идет к ней! Коротенькая косынка была слегка накинута на стройной шейке, все в ней скромно и, все в ней тайное, неизъяснимое чувство вкуса».
автор: Борис Ципис
email: newcontinent@mail.ru
сайт: http://newcontinent.ru
Рассылки Content.Mail.ru
Вы можете подписаться на регулярное
получение рассылок. Для быстрой подписки проставьте
"галочки" на интересующие Вас рассылки, введите Ваш E-mail и нажмите "ok".
|
|
|