Бас гитара для новичков (Урок 6)
Horse With No Name. Динамика песни
Сегодня мы поговорим о песне Horse With
No Name. Прежде чем приступить к ее разбору, мне
хочется сказать несколько слов о таком
явление, как динамика. Динамика - это
искусство изменения уровня энергии в песне.
Простейшим способом влияния на динамику
является изменение громкости, однако
существуют и более сложные приемы. Например,
можно добавлять флажолеты или заставлять
струны звенеть, изменять вокальный
диапазон мелодии, аккордовые шаблоны. В шоу
бизнесе за динамикой песни обычно следит
продюсер. Именно он берет аккорды, стихи,
мелодию и определить, как в целом должна
звучать песня.
Очень часто именно бас управляет
энергией песни. Рассмотрим конкретный
пример: песню Horse With No Name. Вначале нет
никакого баса вообще. Гитарист задает ритм,
и вокалист начинает рассказывать историю. В
середине куплета настойчиво вступает бас.
Атмосфера песни сразу меняется. На
протяжении всей песни бас то усиливается,
то ослабевает, и мы ощущаем, как пульсирует
энергия. В песне используются только два
аккорда, поэтому энергия - единственный
инструмент, с помощью которого можно
отделить куплет от припева. Используются
также незначительные минорные вставки в
партии гитариста. Однако основной вклад в
развитие песни по-прежнему вносит бас
гитара.
Давайте перейдем к нотам. Итак,
песня состоит из двух аккордов Em и F#m13,
разобьем их на составляющие ноты.
Em = E G B
F#m13 = F# A C# E G# B D
Ритм гитарист играет аккорд F#m13 без
нот C# и G#, так что мы можем то добавлять их,
то убирать. Поскольку G# конфликтует с G
аккорда Em, не будем использовать эту ноту. О
C# поговорим позже.
Обратимся к боксам (урок 3). Будем
играть E на седьмом ладу струны A. Тогда бокс
включает в себя следующие ноты (от наиболее
низкой к высокой): B C# E F# A B D E.
Будем стараться в точности
следовать оригиналу. Итак, что мы слышим на
записи? Четыре ноты E, затем две F#, еще две
более низкие ноты, образующие небольшой риф,
возвращающий нас к ноте E. Не плохим выбором
дополнительной ноты может быть B, которая не
противоречит используемым аккордам.
Используя бокс, можно предположить, что
другой нотой рифа, возвращающего нас к E,
является C#, однако она звучит коряво. Другим
вариантом является D (10 лад струны E). На этот
раз все идеально (таким образом, мы также
отказываемся от ноты C#). Ниже приведена
линия, которая используется почти во всей
песне. Заметьте, что восьмые ноты играются
свингом. Это означает, что любая нота,
попадающая на удар звучит немного дольше, а
нота между ударами - немного короче и позже,
ближе к следующей доле. Получается
своеобразное раскачивание.
Horse With No Name - 'America'
G|---------|------------|---------|---------------|-|
D|---------|------------|---------|---------------|-|
A|-7-7-7-7-|-9-9--------|-7-7-7-7-|-9-9------7----|-|
E|---------|-----7-7-10-|---------|-----7-10---10-|-|
Хочется сказать несколько слов о "ведущей"
басовой линии - это когда кажется, что бас
гитарист играет с небольшим опережением.
Кажется, что он пытается заставить песню
звучать быстрее (но этого не происходит).
Этот прием добавляет напряжения и немного
энергии песне. Пожалуй, лучшим примером тут
может служить песня "Radar Love", где бас
буквально тащит за собой песню. Это очень
тонкий навык.
В середине куплета или припева бас
гитарист добавляет риф, чтобы заполнить
место, оставленное стихом. Дополнительная
нота довольна высока. Проверяя пятую (C#),
седьмую (E), восьмую ноту (F#), можно убедиться,
что в песне играется F#. Используя бокс F# (на
девятом ладу), довольно просто получить риф.
От вас потребуются проворность, чтобы
успеть вовремя вернуться к E.
Октавный риф
G|------------|-------9-11-11-11--9----|---|
D|------------|---------------------11-|---|
A|-7--7--7--7-|-9--9-------------------|-7-|
E|------------|------------------------|---|
В песне есть инструментальная
сольная секция, где басист немного блуждает.
Я не поклонник таких соло. Мне нравятся
мелодичные или ориентированные на прогулку
подходы. Возможно, авторы хотели добавить
этим соло психоделическое настроение песне
или поддержать лирику добавив блуждание. В
этом месте вы можете немного
поимпровезировать, оставаясь в тональности
и иногда возвращаясь к E.
Другая секция - конец последнего
куплета. Здесь поэт ломает стих, продлевая
куплет, включая финальную фразу, важную для
повествования. Это достаточно тонкий прием,
добавляющий песне напряжение. Слушатель
подсознательно ждет припева, а его
отсутствие заставляет напрячь внимание и
прислушаться к словам. Начиная с фразы "Under
the cities…", песня движется мелодически
вверх. Бас движется, играя по две ноты в
такте: E F# G A. G и A - минорные терции аккордов Em
и F#m. Эта уловка позволяет перейти к
соседним аккордам. Вы можете двигаться по
гамме чередуя их: E F# G A B C# E F#.
На этом позвольте закончить разбор
песни. Надеюсь, вы получите удовольствие,
играя ее.
Dan Lasley
Оригинал статьи на сайте http://www.gazzbass.com
Сайт: http://www.megabass.h10.ru
|
|