Составы оркестров
Под словом состав
подразумевается устоявшееся число
музыкантов в каждой из оркестровых групп.
В средние века этого понятия не
существовало - мелодические голоса
исполняли на любых попавшихся под руку
инструментах. Со времени Баха начинается
постепенная унификация, что приводит к
положению, при котором доминируют
следующие музыкальные "образования" (конечно,
не учитывая камерной музыки):
Симфонический
оркестр
Струнный
оркестр
Народный
оркестр
Духовой оркестр
Симфонический оркестр
Классический двойной:
духовые в составе:
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета (появились позже)
2 фагота
2 валторны
2 трубы (не всегда)
литавры (время от времени)
струнные в составе:
1 скрипки
2 скрипки
альты
контрабасы
|
Вот так скоромно все и
начиналось :) Музыка была подходящая -
спокойная, средняя по громкости, всем все
нравилось... но пришел дядя Бетховен,
а за ним и Берлиоз и тут началось...
|
Классический тройной:
флейта-пикколо (может
меняться на флейту)
2 флейты
2 гобоя
английский рожок
(также может меняться на гобой)
кларнет-пикколо (редко, чаще все
же 2-й кларнет)
кларнет
бас-кларнет (=3 кл.)
2 фагота
контрафагот (самый низкий среди
деревянных духовых)
|
из медных представлены:
4 валторны (чувствуете
прирост?)
2 или 3 трубы
появились:
3 тромбона и бас медных
духовых
туба
|
а сколько ударных!!
пишу все возможные, композиторы
выбирают нужные (2-6 обычно):
треугольник, бубен, тарелки, малый
барабан, кастаньеты, бубенчики, трещотка,
ветряная машина, хлопушка, бруски,
наковальня, цепи, сирены, клаксоны, свистки,
флексатон, ластра, маракасы, клавес, гуиро,
бонги, гонги, тимбалес, том-томы, большой
барабан, темпл-блоки, там-там, ксилофон,
вибрафон, антильские тарелочки, тубафон,
колокольчики, колокола, маримбафон...
Перечислить все не могу - времени
жалко (например Малер использовал в
качестве ударного инструмента стул...
И еще:
литавры, челеста, арфа и...
фортепиано. ...хотя, конечно, чаще оно выступает в роли солиста.
Также с оркестром "кооперируется"
время от времени орган,
но он слишком мощный для "сотрудничества".
струнные те же.
|
Есть еще четверной
и пятерной составы, но их описывать не
буду, легче понять что, духовых и
ударных там уже очень много
(например валторн обычно 8),
а общее число участников часто
превышает 100 (!) человек.
|
Струнный оркестр:
По сути дела это часть симфонического
оркестра - струнные отдельно. Для
такого состава написано немного
произведений (Чайковский "Серенада
для струнного оркестра", Бизе-Щедрин
"Кармен-сюита" и др.), но часто
играют переложения (т.е. произведение
написанное, скажем, для струнного
квартета, исполняется этим оркестром).
Народный оркестр:
Балалайки 1ые,
Балалайки 2 и з (но с разными
диапазонами)
Балалайки большие
Балалайки очень большие (я
серьезно!)
Домришко, домра,
домра средняя, домра
теноровая,
Домра большая басистая и
домра басовая
Гусли (обычно 2)
Баяны: пикколо,
прима, альт,
тенор, бас, контрабас
Флейты и гобои (обычно
по 2)
Литавры (не всегда)
некоторые ударные
|
Copyright (c) 1999 Андрей Рубцов
email: Oboist@chat.ru
сайт: http://cl.mmv.ru
|
|