[ne]FORMAT - internet music journal#9 ШКОЛА
Подпишись на анонс журнала!

Бас гитара для новичков (Урок 6)
Horse With No Name. Динамика песни

Сегодня мы поговорим о песне Horse With No Name. Прежде чем приступить к ее разбору, мне хочется сказать несколько слов о таком явление, как динамика. Динамика - это искусство изменения уровня энергии в песне. Простейшим способом влияния на динамику является изменение громкости, однако существуют и более сложные приемы. Например, можно добавлять флажолеты или заставлять струны звенеть, изменять вокальный диапазон мелодии, аккордовые шаблоны. В шоу бизнесе за динамикой песни обычно следит продюсер. Именно он берет аккорды, стихи, мелодию и определить, как в целом должна звучать песня.

Очень часто именно бас управляет энергией песни. Рассмотрим конкретный пример: песню Horse With No Name. Вначале нет никакого баса вообще. Гитарист задает ритм, и вокалист начинает рассказывать историю. В середине куплета настойчиво вступает бас. Атмосфера песни сразу меняется. На протяжении всей песни бас то усиливается, то ослабевает, и мы ощущаем, как пульсирует энергия. В песне используются только два аккорда, поэтому энергия - единственный инструмент, с помощью которого можно отделить куплет от припева. Используются также незначительные минорные вставки в партии гитариста. Однако основной вклад в развитие песни по-прежнему вносит бас гитара.

Давайте перейдем к нотам. Итак, песня состоит из двух аккордов Em и F#m13, разобьем их на составляющие ноты.

Em = E G B
F#m13 = F# A C# E G# B D

Ритм гитарист играет аккорд F#m13 без нот C# и G#, так что мы можем то добавлять их, то убирать. Поскольку G# конфликтует с G аккорда Em, не будем использовать эту ноту. О C# поговорим позже.

Обратимся к боксам (урок 3). Будем играть E на седьмом ладу струны A. Тогда бокс включает в себя следующие ноты (от наиболее низкой к высокой): B C# E F# A B D E.

Будем стараться в точности следовать оригиналу. Итак, что мы слышим на записи? Четыре ноты E, затем две F#, еще две более низкие ноты, образующие небольшой риф, возвращающий нас к ноте E. Не плохим выбором дополнительной ноты может быть B, которая не противоречит используемым аккордам. Используя бокс, можно предположить, что другой нотой рифа, возвращающего нас к E, является C#, однако она звучит коряво. Другим вариантом является D (10 лад струны E). На этот раз все идеально (таким образом, мы также отказываемся от ноты C#). Ниже приведена линия, которая используется почти во всей песне. Заметьте, что восьмые ноты играются свингом. Это означает, что любая нота, попадающая на удар звучит немного дольше, а нота между ударами - немного короче и позже, ближе к следующей доле. Получается своеобразное раскачивание.

Horse With No Name - 'America'
G|---------|------------|---------|---------------|-|
D|---------|------------|---------|---------------|-|
A|-7-7-7-7-|-9-9--------|-7-7-7-7-|-9-9------7----|-|
E|---------|-----7-7-10-|---------|-----7-10---10-|-|

Хочется сказать несколько слов о "ведущей" басовой линии - это когда кажется, что бас гитарист играет с небольшим опережением. Кажется, что он пытается заставить песню звучать быстрее (но этого не происходит). Этот прием добавляет напряжения и немного энергии песне. Пожалуй, лучшим примером тут может служить песня "Radar Love", где бас буквально тащит за собой песню. Это очень тонкий навык.

В середине куплета или припева бас гитарист добавляет риф, чтобы заполнить место, оставленное стихом. Дополнительная нота довольна высока. Проверяя пятую (C#), седьмую (E), восьмую ноту (F#), можно убедиться, что в песне играется F#. Используя бокс F# (на девятом ладу), довольно просто получить риф. От вас потребуются проворность, чтобы успеть вовремя вернуться к E.

Октавный риф
G|------------|-------9-11-11-11--9----|---|
D|------------|---------------------11-|---|
A|-7--7--7--7-|-9--9-------------------|-7-|
E|------------|------------------------|---|

В песне есть инструментальная сольная секция, где басист немного блуждает. Я не поклонник таких соло. Мне нравятся мелодичные или ориентированные на прогулку подходы. Возможно, авторы хотели добавить этим соло психоделическое настроение песне или поддержать лирику добавив блуждание. В этом месте вы можете немного поимпровезировать, оставаясь в тональности и иногда возвращаясь к E.

Другая секция - конец последнего куплета. Здесь поэт ломает стих, продлевая куплет, включая финальную фразу, важную для повествования. Это достаточно тонкий прием, добавляющий песне напряжение. Слушатель подсознательно ждет припева, а его отсутствие заставляет напрячь внимание и прислушаться к словам. Начиная с фразы "Under the cities…", песня движется мелодически вверх. Бас движется, играя по две ноты в такте: E F# G A. G и A - минорные терции аккордов Em и F#m. Эта уловка позволяет перейти к соседним аккордам. Вы можете двигаться по гамме чередуя их: E F# G A B C# E F#.

На этом позвольте закончить разбор песни. Надеюсь, вы получите удовольствие, играя ее.


Dan Lasley
Оригинал статьи на сайте http://www.gazzbass.com 
Сайт: http://www.megabass.h10.ru

ne.format@inbox.ru