[ne]FORMAT - internet music journal#10 ШКОЛА
Подпишись на анонс журнала!

Бас гитара для новичков (Урок 7)
Обзор факторов, влияющих на звучание

На этом уроке, я расскажу вам о приемах, которые позволят сделать ваши басовые линии более выразительными и интересными. Я условно разделил их на две группы: "Аппликатура" и "Контроль". Принципы, на которых основаны эти приемы, изложены в конце статьи в разделе "Теория струн".

Аппликатура

Начнем с простого. Вы, наверное, заметили, что звучание ноты зависит от того, где на грифе вы зажали и где щипаете струну. Приведу несколько примеров.

Установите регулятор тембра на максимум, чтобы получить наиболее яркий звук. Сыграйте сначала ноту D на открытой струне, а затем ту же ноту на 10 ладу струны E. Отметьте, что их звучание сильно отличается. Во-первых, если вы щипаете струны с одинаковой силой, то нота на струне E звучит громче. Во вторых, звучание десятого лада струны E получается более "гладким", "плавным". Ноты, которые играются выше седьмого лада, будут всегда отличаться от нот, которые играются ниже пятого. Чем выше вы играете, тем более "гладко" звучит нота.

Другой пример: играйте ту же ноту D на пятом ладу струны A. Пусть сначала пальцы вашей правой руки щипают струну у самого грифа. Продолжайте играть, плавно смещая правую руку ближе к бриджу. Чувствуете, как меняется окраска звука? Звук из "мягкого и глубокого" становится более "ярким и жестким". Я люблю использовать этот прием.

Заметьте, вы можете сильно менять тембр звука, не касаясь кнопок на своем усилителе.

Еще одним распространенным приемом является игра медиатором. Медиатор делает звук более звонким и ярким. Пальцы же наоборот позволяют получить более мягкий и глубокий звук, гася самые высокие частоты.

Большое влияние на звук оказывает тип струн. Струны с плоской обмоткой звучат как правило, более ярко, чем струны с круглой обмоткой. Звучание струн разных фирм существенно отличается.

Звук можно изменить, используя технику слэпа и попа. Особенностью этих техник является то, что при щипке за счет большой вертикальной амплитуды струна ударяется о последние лады грифа. В результате создается своеобразное звучание. Техника быстрой игры "слэпа и попа" для новичка будет достаточно сложной. Поэтому на начальном этапе ограничьтесь единичными ударами, но учтите, что эти приемы дают очень громкий звук.

Контроль

В дополнение к регулятору громкости большинство гитар имеют простой регулятор тембра, используя который можно управлять высокими частотами, передаваемыми на усилитель. Если на вашей гитаре два звукоснимателя, то, вероятно, будет два регулятора громкости или регулятор баланса. Звукосниматель близкий к бриджу улавливает больше высоких частот, а к грифу - низких. И конечно ваш усилитель имеет регуляторы тембра, с помощью которых можно сильно менять звук.

Заметьте, что регулятор тембра на вашей гитаре и усилителе не могут действительно изменить баланс высоких и низких частот, создаваемых струнами. Они только регулируют баланс между несколькими определенными частотами, таким образом регулятор средних частот сделает высокие ноты более полными, но не повлияет на низкие ноты. Единственным способом изменить звук производимый струнами, является изменить способ игры, как было описано выше.

Теория струн

ВНИМАНИЕ - прочтение нижеизложенного материала плохо влияет на сон и приводит к головной боли! 8)

При игре инструмент создает обертона. Каждая его деталь оказывает влияние на обертона (также известные как гармоники). Каждый обертон представляет собой наложение фундаментальных тонов. Так нота A, имеющая основной тон 440 КГц может дополнительно содержать гармоники частотой 880 КГц (A), 1320 КГц (E), 1760 Кгц (A), и так далее. Все инструменты создают обертона в разных пропорциях, именно поэтому гобой звучит не так как труба. Самым "чистым" инструментом, имеющим минимальное число обертонов, считают флейту.

Поскольку звук струны представляет собой колебание воздуха (ими электромагнитные колебания создаваемые звукоснимателем), то ее длина неизбежно влияет на высоту звука. Чем короче струна - тем выше создаваемый ею звук. Верно и обратное: чем выше звук, тем короче длина волны и тем короче нужна струна, чтобы ее создать. Струна, вибрируя, создает несколько различных частот. При изменении баланса основного тона и обертонов получается различный звук. Это довольно сложно. Например, вы щипнули струну ровно на 1/3 ее длинны от бриджа, тем самым вы придадите больше энергии 4-ой 5-ой и т.д. гармоникам, и немного меньше основному тону, третья и шестая гармоники вообще не получат энергии. Подробнее об этом можно прочитать в специализированной литературе.

В результате, когда Вы играете ближе к бриджу, вы передаете больше энергии обертонам и меньше основному тону.

Таким образом, в различных точках струны можно получить различные балансы гармоник. Поэтому положение звукоснимателей влияет на создаваемый ими звук. На ближний к бриджу звукосниматель будет приходиться более высокие частоты, а на средний (у гитары Fander Stratocaster) практически отсутствуют четвертые гармоники от открытой струны. Так что на звук влияет не только расстояние от бриджа, но и положение по отношению к гармоникам.

Именно поэтому нота D, играемая на десятом ладу струны E звучит более полно, чем на открытой струне. Обертона все еще присутствуют, но основной тон оказывается точно над звукоснимателями. Размещение звукоснимателей - достаточно ответственный этап проектирования гитар. Поэтому гитары имеют несколько звукоснимателей, переключаясь между которыми можно получить разный звук.

Fender выпускает гитары двух классических типов. "Precision" (P-Bass) имеет звукосниматель, состоящий из двух частей, помещенный посередине между бриджем и грифом. Было найдено лучшее место для размещения единственного звукоснимателя. "Jazz" бас имеет два звукоснимателя, размещенных около грифа и бриджа. Это позволяет регулировать баланс между основными частотами и обертонами. (Конечно это не единственное различие между P-и J-bass.)

Басовая струна представляет собой не отдельный толстый провод, а центральный провод и обмотку, что позволяет создавать более высокие обертоны. Обмотка влияет на гармоники, поэтому звучание струн разных производителей может сильно отличаться.

При игре на безладовй бас гитаре кончики пальцев глушат короткие гармоники. В результате звук получается более теплым.

Запутались? Особо не беспокойтесь по этому поводу. Помните только, чтобы изменить звук достаточно изменить способ игры.

На этом уроке я не коснулся различных примочек, которые являются темой отдельного разговора.



Dan Lasley
Оригинал статьи на сайте http://www.gazzbass.com 
Сайт: http://www.megabass.h10.ru

ne.format@inbox.ru